В связи с повсеместным внедрением электроники в автомобильные системы, возникла необходимость в дополнительных диагностических устройствах. Электромеханические исполнительные узлы контролируются модулями управления бортовой электроникой (ВСМ), трансмиссией (TCU), силовым агрегатом (ECU) и т.д. Штатная работа мотора отображается индикатором в виде стилизованного двигателя «Check Engine» на приборной панели, который загорается в тот момент, когда блок управления фиксирует отклонения от заданных эксплуатационных режимов и прописывает их в собственную память в виде кода.
Логика срабатывания
Включение индикатора происходит неожиданно и сразу понять, почему загорается Check, как правило, нельзя. Многие водители воспринимают это как беспрекословное указание на немедленную остановку автомобиля без возможности продолжать движение. Однако значок «Чек» является общим сигнализатором всего оборудования, так или иначе связанного с силовым агрегатом, и загорается он в каждом случае отслеживания блоком управления изменения в работе той или иной системы.
В некоторых случаях включение индикатора обуславливается самодиагностикой бортового оборудования. При запуске зажигания чек загорается в штатном режиме и гаснет после начала самостоятельной работы силового агрегата. На неисправность будет указывать индикатор, продолжающий светиться при заведенном моторе. При этом причиной того, что загорелся чек двигателя, могут являться изменения в составе топливо-воздушной смеси, сбои в работе датчиков ЭСУД, нарушения в системе зажигания и множество иных факторов, которые могут быть как незначительными, так и критическими. Для определения природы неисправности может потребоваться специальное оборудование, а полную картину состояния автомобиля даст только аппаратная диагностика.
Наиболее вероятные причины
Наиболее вероятные неисправности двигателя, при которых загорается чек, можно свести в общую таблицу.
При каких обстоятельствах загорелся чек | Возможные причины | Как устранить |
---|---|---|
В момент разгона или при движении | Слишком высокая динамика или сниженная пропускная способность воздушного фильтра | Набирать скорость более плавно или заменить фильтрующий элемент |
Троит двигатель | В одном из цилиндров топливо догорает не полностью и либо дожигается в выхлопном тракте, либо проникает в катализатор | Проверить соответствие меток ГРМ, продиагностировать бронепровода и катушки зажигания, заменить свечи |
После заправки | Некачественное топливо | Отказаться от услуг конкретной АЗС |
При включении зажигания | Штатная диагностика бортовой системы | Не является неисправностью |
После мойки или после дождя | На проводку попала влага | Просушить, зачистить клеммы, обработать WD40 или аналогичными составами |
На холодном двигателе | Вышел из строя датчик детонации | Заменить элемент |
На горячем двигателе | Вышел из строя датчик распредвала | Заменить элемент |
При больших оборотах | Неполадки в катушках зажигания или вышел из строя датчик коленвала | Заменить соответствующие детали |
Плавают обороты на холостом ходу | Вышел из строя датчик дроссельной заслонки | Заменить элемент |
После установки новых свечей | Недообогащенная смесь | Использовать топливо с более высоким октановым числом |
После установки нового воздушного фильтра | Изменился состав выхлопа из-за дополнительного притока воздуха, на что среагировал лямбда-зонд | Заглушить и заново запустить двигатель |
После установки нового ремня ГРМ | Отошла клемма с одного из датчиков (чаще всего – на шланге подачи воздуха) | Проверить клеммы |
После установки газобаллонного оборудования | Эмуляция бензофорсунки была выполнена некорректно | Заново настроить управление узлом |
После установки сигнализации | Некорректно подключены линии питания | Обнулить Check engine, подключить обе линии |
После установки нового топливного фильтра | Новый фильтрующий элемент создает недостаточное давление | Заменить фильтр |
При возросшем расходе горючего | Некачественное топливо или перегрев кислородника или длительная поездка | Заправиться на другой АЗС, дать автомобилю время на отдых |
При длительных подъёмах | Износ ремня ГРМ, выход из строя датчиков | Проверить и по необходимости заменить соответствующие элементы |
После установки нового модуля зажигания | Некорректное подключение узла | Снять и снова одеть плюсовую клемму с аккумулятора |
При минусовой температуре | Отсоединение разъема датчика положения дроссельной заслонки или выход его из строя | Подключить разъем заново или заменить датчик |
При нажатии на газ | Засор в воздушном фильтре | Прочистить или заменить фильтрующий элемент |
Рекомендации
На начальном этапе необходимо проконтролировать, изменилось ли поведение транспортного средства после включения индикатора. Это позволяет определить, допустимо ли дальнейшее движение с выявленной неполадкой, или лучше остановиться, чтобы не усложнять ситуацию.
Поведение ТС | Индикатор горит непрерывно | Индикатор моргает |
---|---|---|
Изменения не наблюдается | Можно ехать дальше | Дальше ехать нельзя |
|
Дальше ехать нельзя | Дальше ехать нельзя |
Отклик на педаль газа и мощность силового агрегата не изменились | Можно ехать дальше | Можно ехать дальше |
Силовой агрегат перешел в аварийный режим работы:
|
Можно ехать дальше | Дальше ехать нельзя |
Помимо индикатора Check engine на приборной панели не загораются дополнительные сигналы | Можно ехать дальше | Можно ехать дальше |
Вместе с индикатором Check engine на приборной панели загораются:
|
Дальше ехать нельзя | Дальше ехать нельзя |
Как продолжать движение при включенном чеке
В том случае, если неполадка допускает возможность дальнейшего самостоятельного движения, необходимо обеспечить транспортному средству максимально щадящий режим эксплуатации. Для этого:
- Отключаются все дополнительные энергопотребители (мультимедийная система, кондиционер и остальное оборудование, создающее дополнительную нагрузку на силовой агрегат.
- Движение производится как можно более плавно, без агрессивных стартов и торможений
- Скорость автомобиля не превышает отметку в 60 км/ч
- Обороты двигателя удерживаются в пределах до 2500 об/мин
К привычному режиму езды допускается переходить только после прохождения аппаратной диагностики и устранения выявленных проблем.
В подавляющем большинстве ситуаций появление индикатора Check Engine сообщает о мелких текущих неполадках, которые не являются критичными для двигателя. Однако во всех случаях необходимо провести общую диагностику автомобиля и проверить, не изменилась ли его динамика и не включились ли дополнительные сигнальные лампы. Незначительные неполадки могут быть исправлены без комплексного вмешательства. В том случае, если после первичного обслуживания индикатор продолжает гореть, требуется проведение аппаратной диагностики с расшифровкой кодов записанных ошибок.
Своевременное обращение в сервис позволит избежать возможных серьезных поломок, каждая из которых требует собственной стратегии решения.
Специалисты VagМоторс оказывают квалифицированные диагностические услуги при помощи специализированного оборудования.