Хруст руля при повороте: возможные причины

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Хруст руля при повороте: возможные причины

Рулевое управление — это не стереосистема и не кондиционер, от него напрямую зависит безопасность передвижения. Хруст при повороте руля пугает многих опытных водителей, не говоря уже о начинающих. Паниковать не нужно, но и закрывать глаза на это не стоит. Лучше сразу взять курс на ближайшую СТО для диагностики. Дело в том, что причина посторонних звуков может быть не только в рулевом управлении, хотя хруст слышен именно оттуда. Автомобиль — как живой организм, все его системы взаимосвязаны. Не исключено, что источник звука может находиться в подвеске или даже колесах. Рассмотрим самые частые причины хруста руля при повороте налево, направо или на месте.

Неисправность шруса

Шарнир угловых скоростей (шрус, “граната”) напрямую соединен с рулевым управлением. Его неисправность проявляет себя при максимальном повороте руля на плавном ходу: в эти моменты слышны скрипяще-хрустящие звуки, иногда сопровождаемые щелчками. Причина тому — износ шруса. Эту запчасть не чинят, ее можно только заменить.

Ездить на авто с неисправным шрусом опасно — он может рассыпаться в любой момент, что чревато потерей тяги. Что будет с машиной, одно колесо которой намертво заклинило на большой скорости, лучше не проверять.

В некоторых случаях неисправным может быть не сам шрус, а его пыльник — резиновый защитный чехол для шарнира. Попадание в пыльник песка и другого мусора вызывает хрустящий звук. Оценить состояние чехлов можно только с помощью визуального осмотра. Для этого придется вывернуть колеса на максимум и осмотреть пыльники. Бывалые водители советуют всегда иметь эти запчасти про запас, так как засор и разрыв пыльников неизбежно приводит к поломке самого шруса, который стоит значительно дороже.

Выход из строя рулевой рейки

Хруст при повороте руля на месте сопровождается вибрацией колес при езде по абсолютно ровному асфальту. Скорее всего, это связано с неисправностью рулевой рейки. Если руль туго идет в одну сторону, а в другую крутится как по маслу, с вероятностью 90% причина именно в рейке. Посторонние звуки идут не из-под капота, а непосредственно от рулевого колеса, которое при этом вибрирует. На свободном ходу авто при заглушенном моторе стук и хруст усиливаются в крайних положениях рулевого колеса.

Есть два варианта решения проблемы — отрегулировать рейку или заменить ее в связи с естественным износом. Подкрутить регулировочные болты можно самостоятельно. Если после этого руль продолжает хрустеть, нужно ехать на СТO. Во многих моделях авто ремонт этой запчасти считается нерентабельным, что связано с относительно низким сроком службы. Рулевая рейка рассчитана в среднем на 300 тыс. км. пробега, поэтому при выходе из строя выгоднее сразу ее заменить.

Износ или поломка подшипника ступицы

Если дело не в шрусе и не в рулевой рейке, причину странных звуков ищут в ходовой части. Хруст в колесе при повороте руля налево или направо может быть связан с неисправностью подшипника ступицы. Звук усиливается при разгоне, при движении на низкой скорости почти не слышен. Для диагностики проблемы машину поднимают домкратом и осматривают колеса. При неисправном подшипнике колесо будет неслабо болтаться. Решение такое же, как и в предыдущих случаях — срочная замена запчасти.

Проблемы с гидроусилителем руля

Это самый шумный узел рулевого управления. Глухой шум при повороте руля стоящего на месте авто сигнализируют о недостаточном уровне рабочей жидкости в ГУР. Эту проблему можно решить самостоятельно — просто взять и долить ее до нужной отметки. А вот свистящие и скрипящие звуки говорят о более серьезных неисправностях:

  • выход из строя насоса ГУР
  • износ или ослабление ремня
  • разгерметизация гидроусилителя и т.д.

Эти поломки лучше диагностировать и ликвидировать только в автосервисе.

Пересыхание шарниров сайлентблоков

Данная неисправность чаще проявляет себя в жаркую сухую погоду. Поскольку сайлентблоки более чем наполовину состоят из резины, она пересыхает и деформируется. Пересыхание шарниров выражается в скрипящих и хрустящих звуках при движении на небольшой скорости, особенно по неровной дороге. Диагностировать проблему можно своими силами — достаточно снять сайлентблоки и провести визуальный осмотр. Трещины, проколы и другие повреждения указывают на то, что сайлентблоки пора менять — благо, они стоят совсем недорого. Если же резина целая, запчасти можно использовать и дальше. Как только жара на улице спадет, неприятные звуки прекратятся.

Другие причины хруста

Неправильно выполнен сход-развал. Хруст при повороте руля может быть связан с неверно выставленными углами колес. Неправильная геометрия влияет на износ покрышек — передние изнашиваются быстрее задних.

  • Дефицит смазки в подшипниках, попадание в них песка или мусора.
  • Трение рулевого колеса о пластмассовые крепления.
  • Колеса задевают арки крыла.

Какова бы ни была причина хруста, не следует ждать, что она пройдет сама по себе (исключение составляет разве что перегрев сайлентблоков в жаркую погоду). Своевременная диагностика и ремонт авто — залог безопасности не только водителя, но и пешеходов. Автосервис «DISAUTO» предлагает своим клиентам услуги по устранению любых причин хруста при повороте рулевого колеса. Скорость и качество гарантируем!

Меню