История Шкода: взлёты, падения, слияние

  1. Главная
  2. Статьи
  3. История Шкода: взлёты, падения, слияние

Сахарные мельницы, пивоварни, велосипеды, индейцы и много чего другого переплелось и спряталось под нынешней торговой маркой Шкода, известной в Европе и за её пределами. То, что существовало независимо друг от друга однажды соединилось и теперь уже навсегда стало историей бренда…

Как возник бренд Шкода

Шёл 1859 г., в г. Пльзене, что в Австро-Венгрии, предприимчивый Валленштейн-Вартенберк основал литейно-машиностроительную фирму. Чего там только не делали:

  • паровые моторы и котлы;
  • металлоконструкции мостов;
  • оборудование для пивоварен и сахарных мельниц и т.д.

Через десять лет фабрику купил трудяга-инженер Эмиль Шкода. В результате уже в 1880 г. на предприятии стали выпускать литье весом в десятки тон. Из него делали поковки для военных лайнеров и пассажирских кораблей, но сахарные мельницы по-прежнему составляли главнейшую часть экспорта фабрики Шкода.

В 1899 году предприятие стало акционерной компанией, а на Шкода выпускали львиную долю вооружения для Австро-Венгрии – боеприпасы и тяжелые пушки. В 1905 г на заводе сделали шлюзы для Суэцкого канала и трубы для электростанции Ниагарского водопада.

Первая Мировая война смешала карты – вместо мирной продукции из стен Шкода на экспорт уходило оружие. В 1917 году в Пльзене трудилось 35 000 человек! В 1918 г., когда образовалась Чехословацкая республика, предприятия Шкода опять стало на «мирные рельсы» — начался выпуск сначала паровозов, а потом и электровозов.

Дальше – больше. С проходной завода выезжали грузовики и легковушки, вновь вернулись к тяжелому машиностроению – стали делать станки, оборудование для электростанций, паровые турбины. И, конечно же самолеты и корабли – ведь Шкода уже примерило «транспортную» славу.

Параллельное начало

А тем временем в г. Млада Болеслав начался велосипедный бум. Два фаната этого транспорта – Вацлав Клемент (книготорговец и по совместительству бухгалтер) и механик Вацлав Лаурин, измученные выпиской из-за границы запчастей к велодрузьям, решили открыть производство по сборке велосипедов. Хорошая получилась машина, не зря названная Slavia (Слава).

А предприятие единомышленников нарекли Laurin & Klement Co. И было это в 1895 году.

Дела шли в гору, но одному из Вацловов (похоже это был механик), надоело вращать педали (особенно в гору). И тогда славные парни, не меняя облик велосипеда, установили на нем механическую «лошадиную силу» — одноцилиндровый двигатель, встроенный в раму.

Так в 1898 году в Австро-Венгрии появился первый мотоцикл Laurin&Klement. Через три года друзьям-основателем стало мало 2 колес, и с конвейера сошел трехколесный мотоцикл, который разгонялся до 40 км/ч. Продажи были колоссальными, но страсть к совершенству привела «Вацлав @ Вацлав» к разработке и выпуску первого автомобиля L&K Voiturette.

2-х и 4-х местные машины под брендом L&K Voiturette с V образным 2-х цилиндровым двигателем с водяным охлаждением стали любимцами зажиточных граждан. И в том же, 1905 г авто- «черная лошадка» неожиданно для всех заняло высшую ступень пьедестала на классических гонках в Австрии.

На следующий год на автомобиле установили 4-х цилиндровый мотор, а еще через год – 8-ми цилиндровый. Машины L&K Voiturette приобрели такую популярность, что производство разрасталось буквально на глазах – строились новые цеха, набирались рабочие.

19 июля 1907 года фирма преобразовалась в акционерную компанию L&K Voiturette. Отцы-основатели с восторгом потирали руки – успех нового четырехцилиндрового автомобиля модели F имел двигатель объемом 2 438 кубиков мощность в 21 лошадку буквально вскружил Вацлавам головы. А еще машину впервые оснастили магнето-зажиганием высокого напряжения со свечами.

Но … с 1907 по 1909 гг. Фортуна отвернулась от Вацловов и L&K — за 2 года продали всего 371 авто. Что только не делал совет директоров – создавались версии грузовиков, устанавливались пассажирские кузова – так родился «омнибас», прадедушка сегодняшних автобусов.

В 1907 году, после выставок в Лейпциге, Берлине, Париже и Санкт-Петербурге были открыты представительства в этих странах, а также в Италии и Англии. В 1908 г автомобиль L&K победил в авто гонке на вершину г. Семмеринг. В 1909-1910 г Венский магистрат сделал заказ на 100 авто-такси, которые до 1928 г бегали по улицам столицы.

И хотя каждая следующая машина была лучше предыдущей, предвоенная экономика Австро-Венгрии не позволяла всем желающим сесть за руль собственного авто. А в годы Первой Мировой компания L&K вообще стала выпускать военную технику.

Слияние. Шкода, которую знаем

И поскольку после наступления мира дела пошли не многим лучше, в 1925 году компания Laurin&Klement слилась с мощным на то время Акционерным обществом Шкода. Синдикат Шкода стал 100% владельцем завода L@K в Младой Болеславе. С тех пор именно под этим брендом стали выпускать автомобили, рожденные стараниями и технической мыслью двух Вацловов…

А потом было не менее интересно. Бренд Школа взлетал и падал, пока в 1989 г не был продан немецкой группе компаний Фольксваген Group. Но это отдельная история, о которой расскажем после. А пока … пока вы можете просто купить у нас оригинальные запчасти Шкода в Ростове-на-Дону, если ваш немецко-чешский автодруг слегка забарахлил. Ведь как бы ни была хороша Шкода, увы – это только машина. Которая, как и любая другая, требует ремонта и профилактики. Да вам ли этого не знать?

Меню